Николай Лобанов: «Поговорим о вашем складе».
Как описать складские бизнес-процессы?
Все компании хотят оптимизировать свой склад!
Но, как это сделать, знают далеко не все.
Что такое оптимизация склада?
Зачем нужна оптимизация склада?
Оптимизация склада нужна для:
1. Снижения складских издержек. Оптимизация затрат – это не минимизация, а поиск «золотой середины» в затратах для обеспечения работы склада с заданным уровнем качества и производительности труда.
2. Повышения «уровня сервиса» склада. Сейчас уровень обслуживания клиентов является основным конкурентным преимуществом компаний.
3. Повышения производительности труда. Очень часто склад становится «узким местом» в компании, не позволяющим увеличивать объёмы продаж.
4. Автоматизации склада с помощью WMS. Любой WMS нужен алгоритм для её настройки и доработки. Нужно чётко понимать, что WMS - это только программный инструмент, которым необходимо научиться пользоваться.
Если автоматизировать «бардак», то получится «автоматизированный бардак», который только усугубит ваши проблемы на складе, если складские бизнес-процессы предварительно не оптимизировать.
Перед внедрением любой WMS нужно разработать оптимальный алгоритм работы склада в виде логистической бизнес-модели, логично описанных складских бизнес-процессов.
Склад находится в середине цепочки поставок и является её частью.
Цепочку поставок принято представлять в виде последовательно объединённых бизнес-процессов, которые по сути являются звеньями цепочки поставок. Поэтому нужно для оптимизации склада провести непростую работу по описанию бизнес-процессов и операций вашего склада, создав таким образом «Модель склада».
В данной работе используется концепция «цепочки поставок», частью которой является теория «узких мест» Голдрата или «слабого звена цепи».
(Рецепт доктора Голдратта. О теории ограничений Элияху Голдратта (Theory of constraints; TOC) http://www.lobanov-logist.ru/library/352/54685/
Краткая суть данной методологии в том, что вся работа компании представляется в виде бизнес-процессов и операций — «звеньев единой цепи».
При этом склад является средней частью этой «цепи», представленной несколькими звеньями. В идеале «цепь поставок» должна быть «равнопрочной», тогда ресурсы, потребные для неё считаются оптимальными, с точки зрения издержек.
Логистическая цепочка поставок начинается с процесса «планирования», а заканчивается процессом «сервисного обслуживания клиента».
Таким образом, оптимальная работа склада и его параметры всецело зависят от смежных звеньев цепи поставок – процессов закупки и продажи товара. Все логистические процессы цепи должны быть чётко увязаны, скоординированы, синхронизированы, регламентированы и нормированы.
Как известно «цепь» рвётся по «слабому звену».
В теории «потоков» — «затор» возникает в «узком месте» потока.
Задача логистики сделать цепь равномерной и равнопрочной, т.е. «ширину потока товародвижения» адекватным величине процесса и скорости его прохождения.
Но эта задача не является тривиальной, так как решается только при анализе и расчёте всей цепи в комплексе по заданным параметрам её прочности.
Таким образом, изолированный расчёт одного звена или группы звеньев вносит «неопределённость» в ответе на вопрос: Какие параметры для данного звена являются оптимальными и достаточными, чтобы не быть «слабым звеном» или звеном с излишней прочностью.
Вывод: расчёт и анализ складского комплекса (СК) необходимо производить только в совокупности с работой смежных подразделений – поставками, продажами, сервисом, транспортом и т.д.
Также в методологии логистической оптимизации склада широко используется Правило Паретто. Иногда это Правило называют Закон 80/20
https://www.lobanov-logist.ru/library/352/63152/
На базе Правила Паретто 80/20 строится целая отрасль математического анализа так называемый АВС –анализ, в основе которого лежит разделение объекта анализа на три группы по степени их важности и эффективности по определённому критерию.
В складской логистике методика 80/20 и АВС являются аксиомами, так как очень хорошо работают в практическом применении.
Примеров много:
20% товаров имеют 80% товарного запаса.
20% операций имеют 80% трудоёмкости складской грузо переработки
20% клиентов приносят 80% оборота компании
На основе АВС анализа по критерию «количество обращений к товару» строится Стратегия размещения товара по адресным ячейкам склада.
Вывод: оптимизацию складской логистики необходимо проводить, используя разделение товаров, контрагентов на классификационные группы по АВС, с целью оптимального распределения ресурсов и издержек.
Чтобы оптимизировать склад нужно оптимизировать каждое «звено» в складской логистической цепи поставок, т.е. необходима оптимизация каждого бизнес-процесса, каждой операции до уровня «действий» каждого сотрудника склада.
Но оптимизировать бизнес-процессы без их описания невозможно!
Поговорим о том, как описать складские бизнес-процессы.
Продолжение:
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.