В последнее время я с изумлением обнаруживаю, что понятие «Закупки» незаметно и потихоньку свелось в крупных российских компаниях к громоздкой процедуре выбора поставщика посредством закупочной процедуры, проводимой чаще всего на электронной площадке.

Консалтинговые и аудиторские фирмы проводят исследования на тему закупок крупного российского бизнеса, и в них под разными углами, подробно, рассматривается лишь один из этапов закупочной деятельности, пусть и весьма важный.

Сравниваются время на проведение процедуры (причем результат в 50 дней считается отличным), распределение ролей в отделе закупок по принципу выделения отдельных специалистов для организации тендеров (или даже целых отделов, занимающихся только этим), оценивается по хитроумным методикам достигнутая экономия (тут вообще масса вопросов к корректности этих оценок).

Самое время вспомнить, что закупочная деятельность — даже не наука, а целое искусство.

Она включает в себя планирование, выбор поставщика, заключение договора, сопровождение договора, реагирование на постоянно изменяющиеся условия и — переговоры, переговоры, переговоры.

Что может купить автоматизированная система?

Стандартную продукцию на конкурентном рынке, от скорости обеспечения которой ничего принципиально не изменится.

Стандартный договор, стандартный срок поставки, масса одинаковых поставщиков, готовых к поставке, страховой запас на складе — идеальная картина для закупщика, любящего рутину.

А если поставщик один, и он одновременно твой конкурент? А если по внезапному требованию заказчика изменилось ТЗ, и срок поставки мгновенно изменился на «позавчера»? Наконец, если поставщик, имеющий лучшую цену и лучший товар ни в коем случае, категорически не согласен на типовой договор, который приложен к закупочной документации?

Любой закупщик, работающий на динамично развивающемся производстве с ходу приведет с десяток таких ситуаций, где просто нет этих 50 дней на организацию всего лишь выбора поставщика.

223-ФЗ и 44-ФЗ, преследуя благую цель повышения прозрачности и борьбы с коррупцией привели к выхолащиванию закупочного искусства.

Современный закупщик всё больше похож на бухгалтера (не в обиду бухгалтерам — просто это совсем другая работа, требующая других людей).

Старый добрый образ снабженца, разговаривающего одновременно по трем телефонам с поставщиком, технологом и финансистом, решая одновременно все их проблемы — уходит в прошлое.

Хорошо это или плохо?

Не бывает однозначных ответов в сложных проблемах. Плюсы современных российских подходов есть — коррупции в закупках действительно стало гораздо меньше.

Но одновременно нарастает другая проблема. За последние 2-3 года в промышленности катастрофически растут сроки поставки.

Привычные 60-90 дней уже превратились в 120-150 дней даже на привычную, давно освоенную предприятиями номенклатуру. Запасы готовой продукции промпредприятия не держат — борьба с замороженными средствами. И в ходе переговоров о сроках поставки в 9 случаях из 10 причиной длительного срока будет «комплектация».

Если раньше, не договорившись с коммерческим отделом о сокращении срока поставки, настойчивый закупщик шел говорить с начальником цеха предприятия-поставщика, то теперь идет помогать своим коллегам.

Стало привычным делом отлично знать поставщиков поставщика, ориентироваться в их сроках поставки. Иногда требуется погружение и еще на уровень кооперации ниже.

Постоянное увеличение сроков поставки комплектующих препятствует развитию компаний. Разработка новых продуктов тормозится уже на этапе сборки опытного образца, поскольку кооперация не готова быстро поставлять комплектующие.

Это серьезная проблема, требующая осмысления и поиска решения.

В противном случае, придется довольствоваться ритмичным выпуском одной и той же продукции годами (в строгом соответствии с планом закупок, план-графиком закупок и планом закупок инновационных закупок на планируемый год) — а мы это, кажется, уже проходили.

#Логист2020

Будьте первым, кто оставит комментарий


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.